Меню и чек-лист (распечатай)

 

День 1 - 2

День 3 - 4

День 5

День 6 – 7
fresh-detox

Завтрак

Банановые панкейки

Гренки с салатом

Ленивая овсянка

Смузи

Перекус

1 яблоко/персик

40г орехов/кокоса

1 банан

Ряженка 300г

Обед

ПП-шаверма

Гречка с грибами

Куриные биточки с овощами

Суп-пюре

Из тыквы

Перекус

30г орехов

Ряженка 300г

Творожное зерно в сливках 150г

Йогурт натуральный 200г

Ужин

Овощной омлет «Фритатта»

Творожная запеканка

Теплый белковый салат

Смузи «Зеленый коктейль»

МЕНЮ

Я знаю, что многие мои клиенты работают/учатся и имеют немного свободного времени. Поэтому я составила простые (на 10-15 мин) рецепты, которые можно готовить сразу на 2 дня: так вы сэкономите свое время и деньги!

ЧЕК-ЛИСТ

 

День 1

День 2

День 3

День 4

День 5

День 6

День 7

Программа питания

 

 

 

 

 

 

 

Задание на мотивацию 1

 

 

 

 

 

 

 

Задание на мотивацию 2

 

 

 

 

 

 

 

Задание на мотивацию 3

 

 

 

 

 

 

 

Норма воды

 

 

 

 

 

 

 

Контроль порций

 

 

 

 

 

 

 

Кол-во шагов

 

 

 

 

 

 

 

 

*Распечатай ЭТУ страницу и повесь на видное место, чтобы держать свою цель в фокусе!

Маленькая дверь в большой мир 2017 новое

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 

ПРИКАЗ

 

02.02.2017

 

28

 

 

 

Об утверждении положения о проведении городского конкурса исследовательских, проектных работ младших школьников «Маленькая дверь в большой мир»

 

 

С целью развития интеллектуально - творческого потенциала личности обучающихся младшего школьного возраста средствами проектной и исследовательской деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить положение о проведении городского конкурса исследовательских, проектных работ младших школьников «Маленькая дверь в большой мир» (Приложение № 1).

2. Довести до сведения руководителей образовательных организаций положение о проведении городского конкурса.

3. Полномочия по проведению городского конкурса передать МБУ ИМЦ города Белово (руководитель Милосердова Т.Н.).

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Управления образования Администрации Беловского городского округа
С.Н. Корнилову.

 

 

 

Начальник Управления                  В.Я. Шафирко

 

Приложение № 1

к приказу

Управления образования

Администрации Беловского

городского округа

28 от 02.02.2017

 

Положение

о городском конкурсе исследовательских, проектных работ

для обучающихся 2-4 классов

«Маленькая дверь в большой мир»

 

В 2017 г. конкурс посвящен году Экологии.

Направления работы секций:

 

2- 4 класс

История

Край, в котором живёшь

Мир моих интересов

Удивительное рядом

Мои первые эксперименты и опыты

Твоё здоровье

Экология и мы

Растения и животные вокруг нас

   

I. Общие положения

 

1.1. Организатором городского конкурса исследовательских, проектных работ младших школьников «Маленькая дверь в большой мир» (далее – конкурс) является Управление образования

Администрации Беловского городского округа, исполнителем - МБУ «Информационно – методический центр города Белово».

1.2. Конкурс ориентирован на развитие у детей познавательных и исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельной работы, творческого проектирования, приобщение младших школьников к исследовательской, экспериментальной, поисковой деятельности.

0.3. Конкурс способствует выявлению одаренных и талантливых обучающихся, создает благоприятные условия для их развития, стимулирует научно-методическую и инновационную деятельность педагогов.

 

II. Цели и задачи

 

2.1. Цель: развитие интеллектуально - творческого потенциала личности обучающихся младшего школьного возраста средствами проектной и исследовательской деятельности.

2.2. Задачи:

Формировать у обучающихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;

Содействовать развитию творческой исследовательской активности младших школьников, формированию у детей научной картины мира;

Стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

Содействовать развитию и распространению педагогических технологий проведения учебных исследований с обучающимися начальной школы.

1. Руководство конкурса

2.1 Вопросы организации и проведения конкурса осуществляет организационный комитет (Оргкомитет).

2.1.1. Председатель Оргкомитета конкурса – директор МБУ ИМЦ города Белова – Милосердова Т.Н.

2.1.2. Зам.председателя оргкомитета – методист МБУ ИМЦ города Белова– Скударнова Н.В.

2.1.3.Члены Оргкомитета: учителя начальных классов города.

2.2. Оргкомитет организует работу по подготовке и проведению конкурса, формирует экспертные комиссии, утверждает программу, список участников, протоколы жюри, решает иные вопросы по организации работы конкурса.

3. Участники городского конкурса

3.1 Участниками городского конкурса исследовательских работ являются учащиеся 2-4 классов, интересующиеся и занимающиеся исследовательской работой.

3.2 Один автор может предоставить только одну работу.

3.3 Участие в конкурсе является добровольным.

 

4. Порядок проведения

4.1 Конкурс проводится в два этапа – заочный и очный.

Первый этап (заочный) проводится с 20 по 22 марта 2017 года.

1. Заявка - регистрация участников (Приложение 1) одна от образовательного учреждения;

2. Материалы работ, оформленные в соответствии с требованиями (Приложение 2).

Документы сдать в печатном и электронном виде (Очный этап) до 17 марта 2017 года в Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно – методический центр города Белово» (Скударновой Н.В., каб. 21).

Работы, представленные позже указанного срока и не соответствующие положению, рассматриваться не будут!

 

Второй этап (очный) проводится 29 марта 2017 года в 10.00 ч. МБОУ СОШ № 14

Список участников очного тура будет представлен на сайте ИМЦ и разослан в школы после подведения итогов заочного тура 24.03.17 г.

Во втором этапе участники выступают с результатами исследования (публичная защита) на секциях.

4.2 Выступление на очном этапе продолжительностью не более 7 минут, дискуссия – до 3-х минут.

 

5. Критерии оценки работ.

5.1. Заочный этап:

Авторство представленного исследования или проекта – 5 баллов.

Оригинальность темы, новизна – 3 балла.

Соответствие содержания заявленной теме, поставленным целям и задачам - 3 балла.

Полнота изложения материалов, четкость и наглядность представленных результатов исследования - 3 балла.

Оформление работы в соответствии с положением – 3 балла.

Наличие собственных фотографий - 3 балла.

Результаты исследования, проекта – 3 балла.

Наличие выводов по исследованию, проекту -3 балла.

Максимальное количество – 26 баллов.

Участники, набравшие 21 - 26 баллов, представляют работы на очном этапе.

5.1.1. В связи с большим количеством заявок и работ, участвующих в заочном туре, члены комиссии не дают письменного заключения о причинах отклонения работы. Заключения эксперта не подлежат апелляции.

 

 

5.2. Очный этап:

Проверка работ победителей на плагиат - 3 балла.

(Работы, содержащие 50 и более % плагиата не могут претендовать на победу. Работа участника с конкурса снимается, наградные документы не высылаются).

Соблюдение регламента (до 7 минут) - 3 балла.

Уровень компетентности автора, владение знаниями по теме исследования, проекта - 3 балла.

Манера изложения, правильная  речь, артистизм и выразительность (на усмотрение жюри допустимо выставление дополнительного балла) - 3 балла (дополнительный балл – 1).

Знание материалов работы - 3 баллов.

Качество ответов на вопросы - 3 балла.

Презентация - 3 балла.

Максимальное количество – 22 балла.

 

6. Подведение итогов

6.1 После окончания работы городского конкурса проводятся заседания жюри, на которых выносятся решения об определении победителей и призеров. Итоговая оценка складывается из суммы баллов всех членов жюри. Все решения протоколируются и являются окончательными!

6.2 Победителями городского конкурса считаются участники, набравшие максимальное количество баллов, но не менее 90 % от максимального количества баллов. Призерами считаются участники, занявшие по количеству баллов 2-е и 3-е места, но не менее 80 - 89 %. Численность призеров городского конкурса определяется членами жюри.

Приложение 1

 

 

Заявка

на участие в конкурсе

 

Заполнять заявку только в электронном виде (скопируйте и пройдите по ссылке https://docs.google.com/spreadsheets/d/1WUBNbtJDei4MyETc_ti8F6_2QdlwlviVVY45MdXwgtI/edit#gid=0). Присылать заявку на почту методисту не нужно.

 

 

Ф.И.О

ученика

Класс

Ф.И.О.

учителя

Направление секции

Тема работы

Проект или исследовательская работа

Форма защиты (для очного этапа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы на конкурс

На конкурс должны быть представлены работы поискового характера.

Для исследовательских работ:

Работы должны отличаться:

- авторством;

исследовательским характером;

новизной, актуальностью выдвинутой гипотезы;

точностью, наглядностью.

Для проектных работ:

Работы должны отличаться:

- авторством;

новизной, актуальностью решаемой проблемы;

точностью, наглядностью.

Работа должна содержать:

1. титульный лист (образец оформления см. ниже);

2. оглавление;

3. введение;

4. основную часть;

5. заключение;

6. список источников и литературы (библиографический список, интернет - ресурсы);

7. приложения (по желанию).

Нумерацию начинать с введения (стр.3), но титульный лист и оглавление считаются.

Титульный лист должен содержать:

Название работы;

Направление работы;

Сведения об авторе (фамилия, имя, класс, школа);

Сведения о научном руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень (если есть)).

Год.

В оглавление должны быть включены:

Введение;

Названия глав и параграфов;

Заключение;

Список используемых источников;

Приложения (по желанию; с указанием названия приложений и соответствующие номера страниц).

Введение – это вступительная часть, включающая в себя:

- актуальность и обоснование выбора темы;

- постановку проблемы или выдвижение гипотезы;

- цели и задачи, методы исследования, проекта.

Основная часть

Для исследовательской работы: Работа должна содержать исследовательский характер, сравнительный анализ подходов к решению заявленной гипотезы; собственный исследовательский материал и фотографии; обоснование выбранного варианта; результаты исследования (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.); сравнительный анализ вариантов проверки гипотезы.

Для проекта: Этапы выполнения, результаты, собственный материал и фотографии, наглядность.

В заключении сформулировать выводы по результатам проекта.

В списке литературы в алфавитном порядке приводятся книгопечатная продукция, электронные (интернет) ресурсы использованные автором.

Приложение: рисунки, диаграммы, фотографии подписываются и нумеруются.
Образец оформления титульного листа исследовательской, проектной работы

Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно – методический центр города Белово»

 

 

 

 

 

Городской конкурс исследовательских, проектных для обучающихся 2-4 классов

«Маленькая дверь в большой мир»

 

Растения вокруг нас

(направление указывается обязательно!!!!)

ВЫРАЩИВАНИЕ ЭКЗОТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Иванова Ирина,

обучающаяся 2 «А» класса

МБОУ гимназии №1 города Белово

Научный руководитель:

Сергеева С. С.,

учитель начальных классов,

МБОУ гимназии №1 города Белово

(указывается должность и полное название образовательной организации)

Научный консультант:

Петрова Т.Б., канд. биол. наук, доцент КемГУ

(если есть, должность указывается обязательно!)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белово 2017

 

Технические требования к оформлению статей: объем до 15 листов формата А 4, не считая титульного листа; шрифт Тimes New Roman; размер 14 пт; 1,5 интервал; без переноса; поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см., левое - 3 см., правое - 2 см; таблицы – в формате Word (страницы в приложении не учитываются, но нумеруются). Каждая новая глава оформляется с новой страницы. Нумерация страниц производится в правом нижнем углу.

Список использованной литературы и электронных ресурсов приводится в конце текста работы в алфавитном порядке.

Цитаты, фактический материал, исторические факты должны быть подкреплены сносками на источники и литературу. Сноски – внутритекстовые, оформляются в квадратных скобках: первая цифра соответствует порядковому номеру издания в списке литературы, вторая – странице источника.

Например, Как растения предсказывают погоду? [5, с. 47]

 

Пример оформления списка использованной литературы:

1. Я познаю мир [текст]: Растения: Дет. Энцикл. / Авт.- сост. Л.А.Багрова; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 510 с.

2. Карлхайнц, Р. Большая энциклопедия комнатных растений [Электронный ресурс] /Рюкер Карлхайнц// Большая электронная библиотека.- Режим доступа: http://www.big-library.info

Приложение 3

 

Список экспертов для работы в составе жюри в городском конкурсе исследовательских, проектных работ для обучающихся 2 - 4 классов «Маленькая дверь в большой мир»

Ф.И.О.

Должность

ОУ

1

Скударнова Наталья Владимировна

Методист,

учитель начальных классов

МБУ ИМЦ,

МБОУ гимназия №1 города Белово

2

Молчанова Ирина Александровна

Руководитель городского МО, учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Белово

3

Казакова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Белово

4

Сидорова Инна Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Белово

5

Жуланова Татьяна Евгеньевна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Белово

6

Зольникова Светлана Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №1 города Белово

7

Белова Лариса Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 7 города Белово

8

Иванова Валентина Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 7 города Белово

9

Московских Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 города Белово

10

Буранова Анна Андреевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10 города Белово

11

Кузьмина Нина Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10 города Белово

12

Степанова Наталья Анатольевна

 

Зам. директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14 города Белово

 

13

Ильина Марина Анатольевна

Руководитель ШМО,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19 города Белово

14

Михалева Ольга Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 21 города Белово

15

Штрафметова Елена Владимировна

Зам. директора по УВР, учитель начальных классов

МБОУ лицей 22 города Белово

16

Коптелова Инна Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей 22 города Белово

17

Кошкина Лилия Витальевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ №23 города Белово

18

Белозерова Елена Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24 города Белово

19

Лобаскина Людмила Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24 города Белово

 

20

Кельблер Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24 города Белово

21

Близнюк Яна Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 28 города Белово

22

Траскевич Марина Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 28 города Белово

23

Пермякова Оксана Андреевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 30 города Белово

24

Ильясова Евгения Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32 города Белово

25

Аляева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 32 города Белово

26

Сабитова Ольга Станиславовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 37 города Белово

27

Курганкова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 37 города Белово

 

 

 

Подготовлен

Директор МБУ

ИМЦ города Белово                     Т.Н. Милосердова

 

 

 

 

Согласовано

 

Заместитель начальника

Управления                        С. Н. Корнилова

 

 

Начальник отдела АПР

МКУ «Управление образования

Города Белово»                        В.О. Самошкина

 

 

Лекция 6а по Материаловедению упаковки

2.7. Резиновые материалы

 

Резины различных видов и марок относятся к группе эла­стичных материалов — эластомеров. Эластомеры в нормальных условиях обладают свойством высокоэластичности, т.е. способны сильно деформироваться под нагрузкой и восстанавливать форму и размеры после снятия нагрузки.

Резины подразделяются на формовые и неформовые.

Неформовая резина – это промежуточный продукт (полуфабрикат), так называемая сырая резина. Сырые резины вы­пускаются под номерами (10, 11, 14 и т. д.) в виде разнотолщинных пластин, покрытых тальком (для предохранения от слипания), в виде рулонов с тканевой прокладкой (из миткаля) или в виде шнуров.

Сырая резина (иначе называют сырая каучуковая смесь или резиновая смесь) получается путем первичной переработки каучуковых смесей в резиносмесителях или на вальцах. Сырая резина изготавливается на основе натурального или синтетиче­ских каучуков. В состав резиновых смесей входит от 5 до 15-20 ингредиентов: каучук, вулканизирующий агент (чаще сера), ускорители вулканизации, наполнители, пластификаторы, активаторы вулканизации, стабилизаторы и др.

Синтетические каучуки получают преимущественно анионной и ионно-координационной по­лимеризацией из мономеров – диенов с применением катализаторов, чаще литийорганических. В на­стоящее время выпускают несколько видов синтетических каучуков: бутадиеновый, бутадиен-стирольный, бутадиен-нитрильный, изопреновый (близкий по структуре и свойствам к натуральному), хлоропреновый, бутилкаучук и др. Для получения резин медицинского назначения применяется силоксановый (силиконовый) кау­чук, основная полимерная цепь которого состоит из атомов кремния и кислорода. Он термостоек и физиологически инертен. Химическое строение структурных звеньев различных каучуков приведено в табл. 31.

 

Таблица 31. Виды каучуков и строение их структурных звеньев

 

Тип каучука

Структурное звено

Бутадиеновый (синтетический каучук бутадиеновый СКБ)

Изопреновый (синтетический каучук изопреновый СКИ)

и натуральный

Бутилкаучук БК,

содержит до 5% изопреновых звеньев

Силиконовый СКТВ

R, R1, R2 алкил, арил, винил

Хлоропреновый

Бутадиен-нитрильный каучук (синтетический каучук нитрильный СКН, масло-, бензостойкий)

 

Превращение каучука или «сырой» каучуковой смеси (сырой резины) в эла­стичную резину (вулканизат) с необходимыми эксплуатационны­ми свойствами осуществляют путем вулканизации при повышенной температуре. Процесс вулканизации (иначе прессования) резиновых изделий проходит в вулканизационных гидравлических прес­сах под давлением 10—30 МПа, при температуре +140 ё +1600С и времени 5-10 мин. При вулканизации протекает «сшивание» молекул каучука химиче­скими связями в пространственную трехмерную сетку (смотри рисунок ниже). В ре­зультате чего получают материал, обладающий необходимыми эластическими и прочностными свойствами (прочность, уп­ругость, твердость, сопротивление разрыву и т. д.).   

 

(Здесь жирная черта – это поперечная химическая связь, которая может состоять из цепочки атомов серы, селена, теллура и др.)

Основным вулканизирующим (сшивающим) веществом служит сера; применяют также теллур и селен. Чем больше к каучуку добавляют серы, тем более твердым и менее эластичным получается эластомер. В со­временном производстве, помимо вулканизирующих агентов, широко применяют органические ускорители, присутствие которых снижает количество необходимой серы (до 2% вместо 10%) и температуру вулканизации. Существуют ультра-ускорители, благодаря ко­торым вулканизация вместо температуры в +130 ё +150 0С про­текает при комнатной температуре.

Моро­зостойкая резина, наполненная сажей, сохраняет свои свойства при температуре до минус 450С и ниже. Эксплуатационные свойства резин сильно зависят от типа каучука, времени вулканизации, состава резиновых смесей, наличия активного наполнителя (чаще сажи) и длительности хранения смесей и вулканизатов.

Резины на основе стереорегулярного бутадиенового каучука имеют большую прочность и износостойкость, чем резины на базе нерегулярных бутадиеновых каучуков.

Также эти резины на основе стереорегулярного бутадиенового каучука, наполненные сажей, обладают меньшей истираемостью, и большей эластичностью по сравнению с резинами на основе других каучуков.

Резины на основе стереорегулярного бутадиенового каучука отличаются более высокой водо-, озоностойкостью и стойкостью к воздействию ультрафиолетовых лучей.

Чем меньше полидисперсность и больше средняя молекулярная масса исходных каучуков, тем выше износостойкость резины.

Наполнитель (сажа) повышает светостойкость, тепло- и электропроводность резин.

Прочность при растяжении выше у резин на основе бутадиен-стирольного и натурального каучука. Прочность и износостойкость можно повышать благодаря использованию композиций стереорегулярного бутадиенового и бутадиен-стирольного каучуков.

Резины на основе бутадиенового каучука характеризуются низкой стойкостью к маслам, растворителям и топливу по сравнению с резинами на базе бутадиен-нитрильного, натурального и бутадиен-стирольного каучуков, а также уступают этим каучукам по газопроницаемости.

В промышленности возможен выпуск следующих видов резин (рис. 23)

 

 

 

Рисунок 23. Классификация резин

К резинам, предназначенным для изготовления отдель­ных групп изделий, предъявляют дополнительные требова­ния, обеспечивающие выполнение изделиями их функцио­нального назначения и надежность в работе.

 

В настоящее время в основном выпускается резина листовая трех ма­рок: тепло-, морозо-, кислото-, щелочестойкую (ТМКЩ); ограниченно масло-, бензостойкую (ОМБ); повышенно-, масло-, бензостойкую (ПМБ), которые в свою очередь подразделяются по твердости применяемой резины: мягкая (М) для работы при температурах от -450С до +900С; средней твердости (С) — при температурах от —600С до +800С, повышенной твердо­сти (П) — при температурах от -600С до +800С.

Свойства некоторых резин приведены в табл.32.

 

Таблица 32. Свойства резин, наполненных сажей, на основе разных каучуков

Показатели

Натуральный

Бутадиеновый

Бутилкаучук

Бутадиен-нитрильный

Силиконовый

Плотность, кг/м3

1120

1100

1160

962

960-980

Температура стеклования, 0С (отражает морозостойкость)

-65

-70ё

-82

-

-42

-100

Прочность при растяжении, МПа

25-35

19,5-22

15-23

3-4

7-9

Относительное удлинение,%

600-850

480-650

400-850

500-700

400-600

Коэффициент теплопроводности l, Вт/(м*К)

0,28

0,28

0,19

0,18

0,17

Коэффициент линейного термического расширения b*105, К-1

0,15

0,15

0,13

0,13-0,18

-

Примечаниеспецифическое свойство

Выше прочность при растяжении

 

Низкая стойкость к маслам, растворителям и топливу. Высокая стойкость к истиранию, хорошая водо-, озоно- и светостойкость.

Ниже других коэффициент теплового расширения

 

Высокая стойкость к маслам, растворителям и топливу.

Газопроницаемость ниже других резин

 

Высокая термостойкость и физиологическая инертность

 

 

В упаковочной отрасли техническую листовую резину используют в основном для изготовления уплотнительных прокладок и колец для стеклянных банок, бутылей, бочек и других ёмкостей. Конкретное применение резин в упаковке и полиграфии следующее:

Уплотнительные резиновые кольца для металлических и стеклянных банок (викельные кольца). Их изготавливают из синтетического бутадиенового каучука.

Уплотнительные прокладки в стеклянные банки для домашнего консервирования. Выпускают на базе натурального каучука и синтетического бутадиенового каучука.

Резиновые многооборотные эластичные затворы для стеклянных банок и стеклянных крышек, уплотнительные прокладки и укупорочные средства в пищевой промышленности. Производят из натурального каучука и бутилкаучука (бочки и емкости с соками, томат-пастами, джемом).

Уплотнительные прокладки к металлическим корончатым крышкам для стеклянных бутылок. Их выпускают на базе высокомолекулярного полиизобутилена (бутилкаучука).

При производстве липких лент на тканевой основе в качестве подложки (основы) применяют резинотканевый материал на основе натурального каучука.

Резиновые изделия изготавливают следующими способами: формованием, прессованием, штамповкой, экстру­зией и литьем под давлением.

Резину общетехнического назначения используют также для производства резинотканевых материалов в составе: липких лент, офсетного резинотканевого полотна, которое входит в конструкцию печатных устройств (офсетных декелей).

 

3.7.1. Строение и свойства офсетного декеля

 

Декельная композиция (декель) – это упруго-эластичное покрытие на офсетном цилиндре, необходимое для контакта печатающих элементов формы с запечатываемым материалом.

Это покрытие состоит из офсетного резинотканевого полотна и поддекельного материала (поддекеля) (рис. 24).

 

 

Рис. 24. Строение офсетного декеля

 

Поддекельный материал

Поддекельный материал подкладывается под офсетную резинотканевую пластину. Он используется для обеспечения необходимого давления между формным и офсетным цилиндрами при их контакте. Существует несколько видов поддекельных материалов:

калиброванный картон,

полиэфирные (полиэстровые или лавсановые) пленки из ПЭТ,

кирза,

резинопробковые пластины,

поддекельные однослойные резинотканевые полотна.

Все они различаются по жесткости. Для получения полужесткого декеля в качестве поддекельного материала обычно используется однослойная офсетная резинотканевая пластина, мягкого декеля – кирза, жесткого - калиброванный картон или лавсановая пленка.

 

3.7.2. Офсетные резинотканевые полотна

Офсетное резинотканевое полотно представляет собой композицию из нескольких слоев тканевого материала с односторонним резиновым покрытием.

Тканевые слои изготавливаются их высокопрочных текстильных хлопчатобумажных материалов и синтетических тканей. Число тканевых слоев изменяется от 2 до 4-5. Они образуют упрочняющий каркас, испытывающий механические нагрузки: растяжение при установке полотна на офсетный цилиндр и динамические нагрузки сжатия, сдвига и скольжения при печатании.

Основная задача силового каркаса состоит в предотвращении растяжения полотна. Для получения качественных оттисков необходимо постоянное натяжение офсетного полотна.

Верхний краскопередающий резиновый слой изготавливается из резины на основе комбинированных каучуков, стойких к механическим нагрузкам (в основном к истиранию) и воздействию химических веществ (растворителей и смывочных растворов).

Кроме этого полотно может иметь компрессионный слой, расположенный между тканевыми слоями. Он также изготавливается из резин на базе каучуков и содержит множество мельчайших пор, которые сжимаются под давлением печати и быстро восстанавливаются после снятия нагрузки. Другими словами, при избыточном давлении будет деформироваться компрессионный слой, а не резинотканевая основа.

Полотна, не имеющие компрессионного слоя, не могут до конца восстанавливать свои первоначальные свойства после снятия нагрузки, значительно быстрее изнашиваются, дают большую усадку и нуждаются в постоянном подтягивании.

Поверхность краскопередающего резинового слоя может подвергаться дополнительной обработке – шлифовке и полировке для выравнивания поверхностного слоя. Ровность и гладкость поверхности влияют на восприятие и передачу краски офсетным полотном.

Классификация. По количеству резинотканевых слоев офсетные полотна могут быть: двухслойные, трехслойные, четырехслойные, пятислойные.

По строению: с компрессионным слоем, без компрессионного слоя.

По виду обработки поверхностного слоя: точечно-шлифованная, гладко-штрихованная, неполированная.

По назначению:

- для рулонной печати с сушкой;

- для рулонной печати без сушки;

- для листовой печати с ИК – сушкой или без нее;

- для процесса лакирования;

- для печати УФ – красками.

По жесткости: мягкие, полужесткие, жесткие.

По типу запечатываемого материала для печати: на бумаге, картоне, на синтетических материалах, на пластмассе, жести, фольге или металлизированной бумаге.

По виду печатных работ: для растровых высокохудожественных работ, для тексто - иллюстрационных работ, для текстовых работ.

 

Свойства офсетных резинотканевых полотен. К современным офсетным резинотканевым полотнам предъявляется ряд требований:

1. Офсетное полотно должно обладать соответствующими упругими свойствами под действием давления в процессе печати (рис. 25). Задача офсетного полотна – сжаться незначительно под давлением формного цилиндра и восстановить размеры после контакта (упругость)

 

Рис. 25. Деформация офсетного полотна в зоне печати:

1 – формный цилиндр, 2 – форма, 3 – офсетное полотно, 4 – офсетный цилиндр

 

Декель, в состав которого входит офсетное полотно, при печати периодически нагружается и разгружается. Под давлением происходит сжатие полотна не только в верхнем рабочем слое, но и в тканевой основе.

Поскольку офсетное полотно не является абсолютно упругим, его полная и суммарная деформация при сжатии и после снятия нагрузки ) складывается из упругой (Еупр), эластичной (Еэл) и остаточной (Еост) деформаций:

Е= Еупр + Еэл + Еост

 

Упругая деформация обратимая и полностью исчезает после снятия нагрузки (после контакта), эластичная (релаксационная, с задержкой) исчезает через некоторое время (время релаксации). Остаточная деформация является необратимой и именно из-за нее полотно не полностью восстанавливает свою первоначальную толщину (рис. 26).

Остаточная деформация обусловлена механической деструкцией материала полотна, необратимым смещением слоев материалов, а также очень длительной релаксацией крупных элементов структуры (недели, месяцы). Доля остаточной деформации составляет около 20% от общей деформации Е (табл. 33)

После прекращения цикла печати полотно восстанавливает свои упруго-эластические свойства; и чем дольше оно находится в нерабочем состоянии, тем больше восстанавливается. Но остаточная деформация накапливается при длительной эксплуатации офсетного декеля, в результате чего он приходит в негодность.

Типичная толщина полотен составляет от 1,7 до 1,95 мм. Механические характеристики некоторых резинотканевых полотен приведены в таблице 33. Выдерживаемая (разрывная нагрузка) полотен составляет 3,6-3,8 кН. Твердость по Шору: от 60 до 78 А.

 

 

Рис. 26. Изменение деформации офсетного резинотканевого полотна в цикле печатания

2. Поверхность полотна должна хорошо воспринимать с формы печатную краску и передавать ее на бумагу. Кроме этого она должна быть устойчива к действию растворителей и связующих.

3. Полотна должны быть равномерными по толщине в пределах одной пластины. Это один из основных показателей, характеризующих качество офсетного полотна. Чем выше равномерность по толщине, тем ниже требуемое при печати давление.

4. На поверхности краскопередающего резинового слоя не должно быть пузырей, раковин и углублений, выпуклостей, посторонних включений и трещин.

5. Офсетное полотно должно обеспечивать быстрое отделение запечатываемого материала от своей поверхности.

 

К сожалению, большая часть резинотканевых полотен зарубежного производства. Свойства этих полотен приведены в табл.33.

Суммарная деформация (Е, %) основной массы производимых полотен колеблется от 4,5 до 10 %. Доля остаточной деформации от суммарной составляет около 20 – 25 %. В ходе печати под нагрузкой в 90Н/см полотна удлиняются на 0,5 – 1,0 %.

 

Таблица 33. Механические свойства офсетных резинотканевых полотен некоторых производителей.

Изготовитель

Марка

Толщина, мм.

Суммарная деформация, Е, %

Доля остаточной деформации в суммарной, %

Разрывная нагрузка по основе, кН

Удлинение при нагрузке 90Н/см, %

Reeves

 

Vulkan 714 Plus

Vulkan XL

1.69±0.02

1.96±0.02

1.96±0.02

7,7

 

5,6

20,9

 

21,7

3,6

 

3,6

1,0

 

1,0

Day

International

Explorer 3000

Accu-Dot 8500

1.700±0.015

1.950±0.015

1.700±0.015

1.950±0.015

6,4

 

6,5

23.7

 

23,4

3,7

 

3,8

1,0

 

1,0

Dunlop

Consul

Senator

1,99

1,93

7,9

6,1

28,3

23,4

3,7

3,6

1,0

1,0

Polyfibron - Rollin

Green

Sunitomo R-70

1,93

1,93

4,8

5,0

21,8

25,3

-

-

-

-

Phoenix

Topaz

Aquamarine

Peridot

1,96

1,96

1,68 и 1,96

8,0

10,0

9,0

-

-

-

> 4,0

3,8

> 4,0

0,68

0,68

0,54

Cow

Supper strip

Silver gray

Bloux

1,95

1,95

1,96

5,2

6,8

4,5

22,6

22,5

26,4

3,6

3,7

-

1,0

1,0

-

 

 

4. Добавки в полимеры

 

Полимеры, полученные синтезом, как правило, не применяются в «чистом» виде; в них вводят разнообразные добавки. Если полимер с добавками образует однофазную термопластичную систему, то получают материалы, называемые пластическими массами. Если введенные добавки и полимер не совместимы и имеют поверхность раздела, то такие системы называют полимерными композитами. В том и другом случае полимер – основной компонент, который объединяет ингредиенты в единое целое, поэтому его (полимер) называют связующим веществом. Связующее определяет основные физико-химические, деформационно-прочностные, теплофизические, барьерные, технологические и др. свойства многокомпонентного материала.

Чтобы получить в итоге однородное готовое полимерное изделие с равномерным распределением компонентов в нём, смешение ингредиентов проводят в два этапа.

1. Сначала осуществляют компаундирование, т.е. тщательное перемешивание полимера-носителя с повышенным содержанием целевых добавок и методом экструзии расплава изготавливают гранулы из этой массы. Полученные гранулированные компаунды называют суперконцентратами или «мастербатч-гранулятами» добавок.

2. Далее переработчик смешивает суперконцентраты с основным связующим полимером в необходимой пропорции, осуществляет экструзию или литье под давлением и выпускает готовое изделие.

Добавки вводят в полимеры с разной целью: для регулирования эксплуатационных свойств, окрашивания и декорирования, улучшения условий переработки, стабили­зации и сохранности полимерных изделий при эксплуатации, снижения стоимости, а также для придания специфических свойств (например, клейкости), необходимых для продукции различного на­значения. Одна группа добавок служит для модификации поверхност­ных свойств полимерных материалов, другая группа добавок действует во всем объеме материала (так называемые внутренние добавки).

Природа связующих и добавок, их роль и количество в композициях приведены в таблице 35.

 

Таблица 35. Добавки в полимеры

Ингредиент

Наиболее распространенные вещества

Содержание, %

Полимеры-связующие:

 

 

термопласты

ПЭ, ПП, ПС, ПЭТ, ПВХ

5,0-99,0

реактопласты

Аминопласты на базе КФС и МелФС, фенопласты на основе ФФС, ЭС, ненасыщенные ПЭф смолы

каучуки

Синтетические и натуральные, латексы

производные целлюлозы

Целлофан, эфиры целлюлозы

Наполнители

 

0,0-95,0

дисперсные

Мел, тальк, технический углерод, каолин, аэросил

 

волокнистые

Стекловолокно, углеволокно, асбест, органическое волокно

 

Пластификаторы

 

0,0-45,0

первичные

Фталаты, себацинаты, лаураты, глицерин, фосфаты

 

вторичные (мягчители)

Минеральные и синтетические масла, хлорпарафины

 

Отвердители (для реактопластов)

Полиэтиленполиамин ПЭПА, формалин, параформ, дикарбоновые кислоты

До 10,0

Смазки

 

До 2,0

внутренние

Природный и органические воски

 

внешние

Эфиры глицерина, силиконы, стеараты металлов

 

Реологические добавки

Олеиновая кислота, полиэтиленовые воски, стеариновая кислота

До 3,0

Пигменты

Диоксид титана, оксиды цинка, алюминат кобальта, оксиды железа, технический углерод, желтый железоокисный

До 2,0-5,0

Красители

Азо- и диазосоединения, голубой и зеленый фталоцианиновые красители, антрахиноны, хинолиновые красители

От 0,01 до 1,0

Стабилизаторы и ингибиторы

 

0,1-5,0

антиоксиданты

Дифениламины, алкилированные фенолы, фосфиты

До 2,0

термостабилизаторы

Стеараты тяжелых металлов, эпоксисоединения, оксиды металлов

До 3,0

светостабилизаторы

Сажа, бензфеноны

 

антирады

Нафтиламины, антрацен

До 1,0

Антиблоки

Неорганические наполнители (тальк, каолин, кремнезем) и эфиры и соли стеариновой кислоты

До 2.0

Антистатики

ПАВы, токопроводящие порошки

До 5,0

Антифоги

сложные эфиры жирных кислот, стеараты глицерина

До 4,0

Порообразователи

Пентан, изопентан, NaHCO3 газы (азот, аммиак, диоксид углерода)

До 10,0

Антисептики

Антибиотики (тетрациклин), соединения олова, ионы серебра

Доли процента

 

Пластификаторы вводятся в полимерные материалы для увеличе­ния гибкости, перерабатываемости и эластичности. Располагаясь между молекулами полимера, они уменьшают силы межмолекулярного при­тяжения между ними, что делает сегменты макромолекул более подвижными. Пластификаторы должны удовлетворять следующим требованиям:

быть совместимыми с основным полимером,

быть химически инертными к другим компонентам материала,

об­ладать химической стойкостью по отношению ингредиентам композиций,

не выпотевать из полимерной матрицы,

быть нелетучими,

иметь высокие температуры кипения и термодеструкции (выше температуры переработки полимера),

быть нетоксичными и др.

Благодаря пластификаторам повышается гибкость, эластичность, морозостойкость полимера, снижаются Тс и Тт, но уменьшаются прочность и твердость материала.

Антиоксиданты, термостабилизаторы, фотостабилизаторы, антирады вводятся для защиты полимеров от старения, причинами которого являются окисление полимера атмосферным кис­лородом, температурное воздействие и воздействие УФ-излучения и радиации.

Сущность старения заключается в протекании цепных реакций, проте­кающих с образованием свободных радикалов, которые сопровождают­ся деструкцией или структурированием полимера. Действие антиоксидантов основано на дезактивации или уничтожении радикалов или удалении кислорода либо перекисных групп из полимера. В первом случае в качестве антиоксидантов используются алкилированные дифениламины или алкилированные фенолы, а во втором — триарилфосфиты.

Агенты, экранирующие УФ-излучение, УФ-стабилизаторы и антирады предназначены для защиты полимеров от воздействия солнечного света и радиации. В качестве агентов, экранирующих УФ-излучение, используют пиг­менты (сажа, диоксид титана) или бесцветные органические вещества, поглощающие излучение (энергетические губки). Представители всех видов стабилизаторов и механизм их действия подробно описаны в лекциях по курсу « Физика и химия природных и синтетических полимеров», в разделе «Химические реакции полимеров. Старение полимеров».

Антиблокирующие добавки (антиблокинги) уменьшают тен­денцию к слипанию, изменяя шероховатость поверхности. Слипание может быть вызвано действием сил Ван дер Ваальса и миграцией в поверхностных слоях низ­комолекулярных фракций, образующихся при синтезе и переработке полимеров. В качестве антиблокингов могут использоваться тонкодисперсные порошки, нерастворимые в полимере: неорганические соединения: силикагель, природный кремнезем, тальк, каолин, карбонат кальция, а также органические: амиды карбоновых кислот, монозамещенные амины, органические стеараты и стеараты металлов, силиконы и др.

Антиблокинги уменьшают поверхность контак­та за счет создания микрошероховатостей, что препятствует слипанию. Следует учитывать, что введение антиблокингов может привести к потере глянца и помутнению пленок. Кроме того, частички напол­нителей служат концентраторами напряжений, поэтому их введение снижает прочность материала.

Скользящие добавки (смазки) вводятся в полимеры для снижения трения, что очень важно для гибкой упаковки. Скользящие добавки при переработке частично растворяются в аморфном расплаве полимера, но при кристаллизации выдавливаются на поверхность. Их введение облегчает течение расплава полимера при переработке. В качестве последних используются амиды жирных кислот. Миграция добавок на поверхность требует определен­ного времени до 24-72 часов. Скорость миграции зависит от степени кристалличности полимера и количества полярных групп. На миграцию добавки влияют температура хранения и плотность намотки рулонов. Высокая плотность намотки замедляет миграцию. Температу­ра хранения пленок должна быть не ниже 100С и не выше 350С. Избыток скользящей добавки ухудшает свариваемость, а также адге­зию красок и клеев. Обработка коронным разрядом повышает коэффи­циент трения полимерных пленок, содержащих скользящие добавки.

Антистатические добавки (антистатики) это полярные ве­щества, препятствующие накоплению статического электричества на поверхности полимерных материалов. Способность вещества на­капливать поверхностные заряды определяется величиной удельного поверхностного электрического сопротивления. Материалы с невысокой величиной удельного по­верхностного сопротивления 103-106 ом*м не имеют проблем со статическим электричеством. Но полимеры - диэлектрики, обладают высоким электрическим сопротивлением и плохой электропроводимостью. Например, у полиолефинов удельное поверхностное электрическое сопротивление составля­ет 1015-1016ом*м, поэтому они склонны накапливать статическое электри­чество. Антистатики снижают удельное поверхностное электрическое сопротивление. Мигрируя на поверхность полимера, они способствуют адсорбции на поверхности молекул воды, препятствуя тем самым накоплению статического электричества.

Следует учитывать, что антистатики снижают коэффициент трения, т. е. могут выполнять функции скользящих добавок. Поскольку анти­статики создают на поверхности водяную пленку вследствие адсорб­ции на поверхности атмосферной влаги, при их введении ухудшается адгезия красок и клеев.

В качестве антистатических добавок используются поверхностно-активные вещества (амиды, соли четвертичных аммониевых оснований, соли сульфокислот и алкил-, арилсульфонаты), многоатомные спирты, производные полиэтиленгликоля и эпоксисоединения, токопроводящие порошки металлов, графит, сажу.

Порообразователи или вспенивающие агенты соединения, разлагающиеся при темпе­ратуре переработки с выделением газов, вспенивающих расплавленную массу. Они снижают плотность пленок за счет создания ячеистой структуры. В качестве порообразователей используют низкокипящие жидкости (пентан, изопентан, метиленхлорид), карбонаты натрия или аммония (NaHCO3 и др.), газы (азот, аммиак, диоксид углерода).

Антифогивещества, которые способствуют сохранению прозрачности полимерного материала. Антифоги повышают величину поверхностного натяжения полимера, улучшают смачиваемость и растекаемость капелек воды по поверхности полимера, в результате чего пропускающая способность (прозрачность) полимера повышается. Роль антифогов играют сложные эфиры жирных кислот, стеараты глицерина и др. Наносятся на поверхность (внешнее применение) или вводятся в состав композиций при компаундировании. Некоторые антифоги могут играть роль антистатиков.

Антисептики (антимикробные вещества) добавки, препятствующие зарождению и размножению различных микроорганизмов (бактерий, грибов и плесени) в полимерах. Так как полимеры в основном не подвергаются действию микроорганизмов, то антисептики применяют редко и преимущественно в виде полимерных лаковых покрытий в пищевой (хранение хлебобулочных, кондитерских изделий, плодоовощной, мясной, молочной и рыбно-консервной продукции) и медико-биологической промышленности. Особое требование к ним – отсутствие вредного воздействия на организм человека, поэтому они подвергаются тщательному контролю и их применение должно иметь веские основания. В качестве антисептиков можно использовать следующие вещества: органические соединения олова, тиазолины, хинолеат меди, меркаптаны, антибиотики (тетрациклин), ионы металлов (серебра) и др. Антисептики вводят в очень малых концентрациях- доли процента от массы полимерного материала.

Окрашивающие агенты (красящие вещества) пигменты, красители и красочные лаки — вводят для декорирования и придания определенного цвета полимеров.

Пигменты – это тонкодисперсные порошки, которые не растворяются в полимере-связующем, а образуют с ним гетерофазную систему. Пигменты делают полимеры непрозрачными. Пигменты обычно вводят в полимер непосредственно перед изготовлением изделий. Количество вводимых пигментов существенно: от 2 до 5%, поэтому они влияют на комплекс физико-механических свойств полимеров. Пигменты подразделяют на неорганические и органические. Неорганические пигменты не дают яркой окраски в отличие от органических. В качестве неорганических пигментов используют: разные марки технического углерода (сажи), оксид железа, алюминат кобальта, диоксид титана, хромат цинка, хромат и молибдат свинца и др. Надо помнить, что пигменты на основе свинца, кадмия, шестивалентного хрома и ртути нельзя использовать в производстве упаковки.

Некоторые пигменты могут погло­щать или отражать УФ-излучение, что замедляет процессы старения полимеров.

Для изготовления упаковки со специальным визуальным перламутровым или флуоресцентным радужным эффектом используют тонкие пластинки слюды, покрытые слоем оксида титана или оксида железа. Металлизирующий эффект обеспечивают мелкие чешуйки алюминия.

Красители сложные органические соединения, которые растворяются в полимере. Красители обычно вводят в синтезированный полимер или суперконцентрат на стадии его грануляции. Красящая способность органических красителей высокая, поэтому их содержание в полимере невелико: от 0,01 до 1%. Вследствие этого они не оказывают влияния на физико-механику материалов и обеспечивают светопропускание, поэтому красители сохраняют прозрачность полимеров.

Красочные лаки растворы цветных растворенных веществ в растворителе, из которых выделяют высокодисперсные пигментные порошки (лаковые пигменты) путем осаждения солями двух и трехвалентных металлов.

Недостаток лаковых пигментов заключается в том, что они обладают растворимостью в органических растворителях, поэтому имеют низкую устойчивость к ним и в частности к спирту.

Выбор красителей и пигментов зависит от полимера, усло­вий переработки и эксплуатационных требований.

 

Подбор красящих веществ имеет огромное значение для полиграфической промышленности и упаковочной отрасли. В связи с этим рассмотрим подробнее окрашивающие материалы полиграфии, их состав, выполняемые функции и требования к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Інформаційна система

ВСТУП

Новітні інформаційні технології та широко розгалужені інфор­маційно-комунікаційні системи є складовою частиною сучасною суспільства.

Неможливо уявити функціонування найважливіших сфер діяль­ності держави (оборони, виробництва, медицини, економіки, сіль­ського господарства тощо) без упровадження глобальних інтегро­ваних систем обміну інформаційними потоками за умови прийнят­тя якісних управлінських рішень. Тому важливо забезпечити такі властивості інформаційних ресурсів, як конфіденційність, ціліс­ність, доступність на всіх етапах оброблення, передавання та збері­гання даних в інформаційних каналах зв’язку.

Захист інформації є одним з найновітніших і динамічно розви­нених напрямів сучасної науки і техніки, що сформовані на базі наукоємних технологій.

Питання захисту інформаційних ресурсів широко використову­ються в різних галузях, скрізь, де потрібне зберігання й передаван­ня інформації для різноманітних інформаційних систем суспільст­ва. Це зумовлено досить високою комерційною вартістю інформа­ції та постійно зростаючими обсягами інформаційних потоків, кот­рі необхідно передавати на великі відстані без втрати або спотво­рення корисної інформації.

Сучасні умови політичного і соціально-економічного розвитку країни відзначаються загостренням суперечностей між потребами суспільства у розширенні вільного та якісного обміну, зберіганні інформації та необхідністю виконання окремих регламентованих організаційно-правових та організаційно-технічних обмежень на її поширення.

Суперечливість і нерозвиненість правового та нормативно-технічного регулювання суспільних відносин в інформаційній сфері можуть призвести до негативних наслідків реалізації законних інтересів споживачів та забезпечення національної безпеки країни. Ці суперечливості істотно утрудняють підтримання необхідного балансу інтересів особистості, суспільства і країни а інформаційній сфері.

Недосконале нормативно-правове і організаційно-технічне регулювання відносин у галузі масової інформації уповільнює формування на території України конкурентоспроможних інтегрованих інформаційно-комунікаційних систем та мереж (ІКСМ).

Унаслідок сукупної дії всіх факторів, що визначають проблеми безпеки інформаційних систем, призначених для оброблення, зберігання та поширення інформації, поставлено завдання, які потребують негайного та ефективного вирішення.

Нині процес інформаційного розвитку в Україні значною мірою пов’язаний із вирішенням таких проблем, як різноплановість нормативно-законодавчого регулювання суспільних відносин в інформаційній сфері; відсутність, неузгодженість, суперечливість, неповнота законодавчих і нормативних (підзаконних) актів у сфері інформаційних комунікацій; інтенсивне впровадження електронного документообігу й електронного цифрового підпису; стрімкий розвиток інформаційної безпеки тощо.

Аналіз функціонування інформаційної сфери та її безпеки свід­чить про суттєві недоліки у вітчизняній нормативно-правовій базі. Чинні закони України не можуть забезпечити всебічне та повне врегулювання усіх правовідносин, що виникають у сфері інформатизації. Тому активно здійснюється робота з удосконалення норма­тивно-правового забезпечення галузі та її адаптація до міжнарод­них вимог і стандартів. Потребують подальшого врегулювання правовідносини у сфері електронного цифрового підпису, інформа­тизації органів влади та в інших сферах розвитку інформаційного суспільства.

Через великі обсяги законодавчої бази та вплив швидкого роз­витку організаційно-правових чинників до підручника не ввійшли питання процесів ліцензування певних видів господарської діяльності сфери інформаційних технологій, їх безпеки та нормативно-правового забезпечення витоку інформації технічними каналами.

Автор висловлює щиру подяку Науково-методичній раді Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України галузі знань «Інформаційна безпека», а також Державній службі спеціального зв’язку та захисту інформації за плідну співпрацю та надання дозволу на часткове використання матеріалів нормативно-правових документів і стандартів сфери технічного та криптографічного захисту інформації.

Особливо автор дякує співголовам Науково-методичної ради: генерал-майору О.П. Скриннику і професору О.М. Новікову за всебічну допомогу у створенні підручника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Розділ 1

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ТА ОРГАНІЗАЦІЙНОГО

УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЮ БЕЗПЕКОЮ

 

1.1. Сучасний стан нормативно-правового забезпечення. Питання термінології та базових визначень галузі

За останні роки в Україні реалізовано комплекс заходів що­до удосконалення та забезпечення інформаційної безпеки. Розробляється та впроваджується сучасна база правового забезпечення галузі. Прийнято Закони України «Про інформацію», «Про захист інформації в автоматизованих системах», «Про дер­жавну таємницю», низку інших законів, створюються механізми їх реалізації, готуються законопроекти, що регламентують суспільні відносини в інформаційній сфері.

Здійснюються певні заходи щодо забезпечення захисту інфор­мації в органах державної влади, на підприємствах, в установах і організаціях усіх форм власності. Разом з тим аналіз стану інформаційної безпеки України показує, що її рівень не повною мірою відповідає потребам суспільства і держави.

Незабезпеченість прав громадян на доступ до інформації, мані­пулювання інформацією викликають негативну реакцію населення, що іноді призводить до дестабілізації соціально-політичної обста­новки в суспільстві. Закріплені в Конституції України права грома­дян на недоторканість приватного життя, особисту та сімейну таєм­ницю, таємницю листування не мають достатнього правового, ор­ганізаційного і технічного забезпечення. Незадовільно організова­ний захист даних про фізичних осіб (персональних даних), що зби­раються органами державної влади та місцевого самоврядування.

Немає чіткої державної політики в галузі формування інформа­ційного простору України, розвитку системи масової інформації, організації стандартизованого міжнародного інформаційного обмі­ну й інтеграції інформаційного простору України у світовий, що створює передумови для витіснення інформаційних агенств, засобів масової інформації з внутрішньо інформаційного ринку та деформації структури міжнародного інформаційного обміну.

Спостерігається надмірна й небезпечна залежність ринку інформаційних послуг України від іноземного капіталу. Недостатньо ефективно діє система захисту державної таємниці та система сертифікації засобів захисту інформації.

Відставання вітчизняних інформаційних технологій змушує органи державної влади та місцевого самоврядування для створення інформаційних систем вдаватися до закупівель імпортної техніки і залучення іноземних фірм, через що підвищується ймовірність несанкціонованого доступу до оброблюваної інформації, посилюється залежність України від іноземних виробників комп’ютерної і телекомунікаційної техніки та програмного забезпечення.

У зв’язку з інтенсивним запровадженням закордонних інформаційних технологій у сфери діяльності особистості, суспільства та держави, а також із широким застосуванням відкритих інформаційно-телекомунікаційних систем, інтеграцією вітчизняних та міжнародних інформаційних систем, зросли загрози застосування «інформаційної зброї» проти інфраструктури України. Робота з адекватної комплексної протидії цим загрозам ведуться без достатньої уваги до умов розвитку методів та засобів інформаційної протидії.

Удосконалення нормативно-правової бази. Питання термінології та базових визначень галузі. Удосконалення нормативно-правової бази забезпечення загальнодержавної системи інформаційної безпеки здійснюється стосовно:

порядку інформаційного обміну та інформаційно-аналітичного супроводу роботи органів державної влади і управління, інших суспільних інститутів з органами державної влади та між собою, забезпечення безумовного дотримання відповідальності посадових осіб, громадян з дотримання вимог інформаційної безпеки;

формування правової бази у галузі використання інтернет-технологій і забезпечення захисту державних інформаційних ресурсів;

законодавчого визначення порядку доступу інших держав або окремих громадян інших держав до національних інформаційних ресурсів України та порядку використання цих ресурсів на основі договорів з іншими державами;

налагодження двостороннього та багатостороннього співробітництва з міжнародними організаціями для спільних вирішень проблем правового гарантування інформаційної безпеки, розгуб­лення міжнародного законодавства в цій сфері;

визначення порядку поширення та використаній інформаційної продукції зарубіжного виробництва на території України, врахування вимог інформаційної безпеки під час закупівлі зару­біжних програмно-технічних і телекомунікаційних засобів, їх використання в стратегічно важливих галузях, на об'єктах важливого державного та суспільного значення.

Велика кількість різноманіття законодавчих і нормативно пра­вових аспектів сфери інформатизації та інформаційної безпеки поз­начається на створенні в Україні інформаційно-правового простору. Швидка зміна політичних ситуацій та стрімкий розвиток інформаційно-комунікаційних систем і мереж призводять до неузгодженості правових актів різних міністерств та відомств. Декілька базових споріднених визначень зумовлюють небажані процеси під час формування законодавчої та нормативно-правової платформи держави, а також дестабілізують норми права газуй. Наприклад, Закон України «Про телекомунікації» (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2004, №12, ст. 155, зі змінами від 01.07.2010) визначає «електрозв'язок — див. «телекомунікації» так:

телекомунікації (електрозв’язок – передавання, випромінювання та приймання знаків, сигналів, письмового тексту, зображень та звуків або повідомлень будь-якого роду до радіо, дро­тових, оптичних або інших електромагнітних системах між кінцевим обладнанням;

телекомунікаційна мережа – комплекс технічних засобів те­лекомунікацій та споруд, призначених для маршрутизації, комута­ції, передавання та або приймання знаків, сигналів, письмового тексту, зображень та звуків або повідомлень будь-якого роду по радіо, дротових, оптичних чи інших електромагнітних системах між кінцевим обладнанням;

телемережі — телекомунікаційні мережі загального користування, призначені для передавання програм радіо та телебачення, а також інших телекомунікаційних і мультимедійних послуг і можуть інтегруватися з іншими телекомунікаційними мережами загального користування;

інформаційна система – сукупність телекомунікаційних мереж та засобів для накопичення, обробки, зберігання та передавання даних.

автоматизована система (АС) (англautomated system) — сукупність керованого об'єкта й автоматичних керуючих пристроїв, у якій частину функцій керування виконує людина. АС являє собою організаційно-технічну систему, що забезпечує вироблення рішень на основі автоматизації інформаційних процесів у різних сферах діяльності (управління, проектування, виробництво тощо) або їх поєднаннях.

обчислювальна система (англcomputer system) — сукупність ЕОМ та їх програмного забезпечення, що призначені для організації ефективного обчислювального процесу.

комп'ютерна системаінформаційно-технічний комплекс метою якого є обробка, збереження, ввід-вивід інформації. До складу комп’ютерної системи входять комп'ютери, принтери, сервери тощо із програмним забезпеченням. Через комп'ютерну мережу за допомогою локальної або глобальної системи передачі даних здійснюється обмін інформацією. При описуванні систем використовують технічні, організаційні, документальні, функціональні, алгоритмічні, програмні та інформаційні структури.

Насамперед треба визначити ієрархічний підхід та взаємозалежність базових понять галузі інформаційних систем і технологій, а також їх безпеки. З цього приводу доцільно звернутись до висвітлення цієї тематики з історичного погляду.

На підставі розгляду періодів створення законодавчого та нормативно-правого забезпечення галузі не важко прослідкувати за послідовністю виникнення визначень і термінів:

зв'язок (електрозв'язок і поштовий зв’язок);

телекомунікації (телекомунікаційні системи та мережі, телемережі);

комп'ютерні системи та мережі (комутативні /або дротові та безкомутативні/або бездротові);

інформаційно-телекомунікаційні системи та мережі;

інформаційні системи;

автоматизовані системи;

інформаційно комунікаційні системи за мережі (інфокомунікації або інфоком);

інформаційно-комунікаційна інфраструктура.

Аналізуючи розвиток термінології, можна зробити висновок, що попередні терміни є підмножиною наступних термінів і визначень із врахуванням розвитку комунікаційного обладнання, програмного забезпечення, розширення спектру завдань та взагалі завдяки прогресу інформаційних технологій та їх інтеграції в сус­пільні відносини.

Слід зазначити, що і тут виникають деякі термінологічні неузго­дженості, а саме: телекомунікаційна, комп'ютерна, інформаційно-комунікаційна системи у своєму складі можуть поєднувати також і мережі передавання даних як більш широке науково-технічне визна­чення. Тому, наприклад, запис «інформаційно-телекомунікаційні сис­теми та мережі» може трактуватись як некоректний через наявність слова «мережі». Однак історично склалось словосполучення: «систе­ми та мережі», що вирізняє в зазначеній системі безпосередньо наяв­ність мережі передавання інформації.

Розглядаючи історичні етапи розвитку телекомунікаційних і комп’ютерних систем та мереж, можна чітко розмежувати, з одного боку, електрозв’язок та його мережі (телефонні станції, комутуюче телекомунікаційне обладнання, тип і методи обміну інформацією і т. ін.) і комп’ютерні системи та мережі (типову дротову мережу, системне програмне забезпечення, протокольний обмін даними, системне програмне забезпечення, протокольний обмін даними, обчислення, прикладні програмні продукти і т.д.) Розвиток наукоємних технологій, стандартизація (мереж передавання даних на базі моделі ISO/OSI, протоколів обміну даними), універсалізація (операційного програмного забезпечення для телекомунікаційних і комп'ютерних систем, a також методів і технологій передавання інформації тощо) привели до поєднання методів і засобів реалізації цих систем. Телекомунікаційні і комп'ютерні системи інтегрувалися в інформаційно-телекомунікаційні системи.

Проте внаслідок різноманітних революційних технологічних рішень, розвиток інформаційно-телекомунікаційних систем відбу­вається при тісній залежності від світового розвитку суспільних відносин та їх потреб. Інформаційно-телекомунікаційні системи (ІТС), незважаючи на їх значущість, - це частина інфраструктури суспільства, і вони є тільки однією складовою великого спектру різних інформаційних ресурсів держави, суспільства, особистості.

Подібний висновок також подається і в міжнародній літературі.

Так, Н.С. Мардер у книжці «Современные телекоммуникации» розглядає інформаційні комунікації як більш широке поняття, що включає в себе телекомунікації, які мають тенденцію до постійного розписку у поєднанні з інформаційними технологіями. Він наголо­шує, що останнім часом широко застосовується термін «інфокомунікації» або «інфоком».

Цей термін також близький до терміну «телекомунікації», але не еквівалентний йому. На думку автора, термін «інфокомунікації» охоплює більше понять, тобто не тільки телекомунікації, але й де­які інформаційні технології та суспільні відносини.

Інфокомунікації забезпечують не тільки передавання й прий­мання інформації, але і її оброблення, зберігання, відображення та реалізацію соціальних послуг, їх висвітлення, інформаційне відоб­раження стану суспільства, політичних за соціальних відносин то­що. Різнобічність понять «телекомунікації» й «інфокомунікації» добре видно на прикладі глобальних мереж передавання даних. З одного боку, їх можна розглядати як телекомунікаційну систему, що унеможливлює міжособистісне спілкування й передавання різ­ного виду інформації, з другого, - як, соціальну інформаційно-комунікаційну систему.

Однак на практиці виділити з усього обсягу інформаційних сис­тем та інформаційних технологій ту частину, що безпосередньо на­лежить до телекомунікацій або інфокомунікацій, досить складно.

У підручнику запропоновано новий узагальнюючий термін: ін­формаційно-комунікаційні системи та мережі (ІКСМ).

З погляду автора, він є інтегрально-поєднувальним з урахуван­ням сучасної термінології інформаційних технологій та їх безпеки (рис. 1.1).