Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

  • Зимина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства

Теоретическая интерпретация опыта.

Автор данной работы стремится разрешить существующее противоречие между требованиями, предъявляемыми к работам учащихся (грамотное изображение и выразительность), и удовлетворенностью результатом художественной деятельности.

Удовлетворенность появляется тогда:

  • когда ученик получает результат деятельности, значимый для него лично и/или для других людей;
  • когда ученик овладевает разнообразными приемами и техниками выполнения работы;
  • когда ученик получает новые знания и продвигается в познавательном плане.

Описываемый опыт помогает решить несколько задач:

  • во-первых, повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;
  • во-вторых, появление возможности для учащегося проявить себя в личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить работу до конечного результата.
  • в-третьих, устранить (или существенно снизить) напряжение, страх перед чистым листом бумаги.

Сущность опыта.

Состоит в создании системы работы над художественным произведением, направленной на развитие творческих способностей (познавательных потребностей каждого ребенка) и удовлетворение выполненной работой. Данная система является комбинаторной, т.к. сочетает известные, но творчески видоизмененные методы и формы обучения и представляет собой единое целое по развитию творческих способностей детей.

Новизна.

Под понятием “проект” понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся.

До недавнего времени оно использовалось преимущественно в технической сфере. Мы же в течение ряда лет используем метод проектов в сфере, далёкой от техники – в изобразительном искусстве.

Новизна заключается в:

  • технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов;
  • формировании у учащихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество);
  • расширение арсенала изобразительных средств с целью достижения наибольшей художественной выразительности.

Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Результативность.

1) С позиции освоения программного материала на теоретическом и практическом уровне:

100% – законченность выполнения работы каждым учеником.

2) Балловые критерии:

100% – успеваемость.

98–100% – оценка "4"' и "5".

3) С позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и выставках).

4) Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.

5) Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и использовать их в своих работах.

6) Раскрытие творческого потенциала ребенка.

7) Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной деятельности.

Творческий проект.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить ”, т.е. в общественном смысле это означает “ искать ”, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приемам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда.

Творческий проект это процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, эффективный способ трудового воспитания и политехнического образования.

Формы организации деятельности учащихся.

Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:

  • краткосрочный;
  • средней продолжительности;
  • долгосрочные.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.

Учитель в своей работе формирует у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество). Учит детей навыкам и приемам работы с различными изобразительными материалами и техниками, которые необходимы им для создания запроектированных изделий.

Все названное способствует не только усвоению знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности ребенка. Здесь очень важно замотивировать, заинтересовать и показать социальную значимость того, что делает ребенок.

Приложение 1

1) Индивидуальная работа. Проект “Искусство на улицах твоего города”.

Создание индивидуального произведения с последовательным усложнением композиции на каждом последующем уроке, имеющем разные задачи и преследующем одну цель.

Темы уроков Учебная задача
(что узнают, чему научаются)
Изобразительная техника исполнения Материалы
1. Парки, скверы, бульвары. Знакомство с разными видами парков, дизайном парков, скверов, Овладение способами изображения природы в разных состояниях, изображение парков, скверов, бульваров города.

Усвоение основ перспективы.

Живопись ”по сырому” Бумага гуашь, тонкая и толстая кисть.
2. Ажурные ограды. Дать представление о создании ажурной решетки. Развитие интереса к работе художника в окружающей среде города.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на многообразие форм в природе. Овладение технологией конструирования ажурной решетки или ворот.

Прорезная аппликация из черной бумаги. Черная бумага, ножницы, клей.
3. Фонари на улицах твоего города. Знакомство с видами фонарей.

Конструирование формы фонаря в соответствии с выбранным стилем.

Аппликация или бумажная пластика. Цветная бумага, ножницы, клей.
4.Транспорт в городе. Знакомство с машинами разных времен. Развитие наблюдательности.

Изображение транспорта определенного времени.

Рисунок фломастерами и вклеивание его в основную композицию. Бумага, фломастеры,ножницы, клей.
5.Люди на улицах города. Закрепление знаний рисования фигуры человека в движении. Знакомство с культурой, одеждой определенного времени.

Изображение фигур людей в одеждах определенного времени.

Рисунок фломастерами и лоскутная аппликация и вклеивание их в основную композицию. Бумага, фломастеры,ножницы, клей, лоскутки ткани.

Итог: создание индивидуальных работ со сложной композицией, выражающей определенный характер эпохи и традиции времени. Могут быть использованы для оформления школы, класса.

2) Совместно-индивидуальная работа. Проект “Искусство твоего народа”.

Представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом совместно поставленной задачи или с воплощением замысла общей композиции. Индивидуально выполненные части, элементы композиции в конце работы собираются в единое целое.

Темы уроков Учебная задача
(что узнают, чему научаются)
Изобразительная
техника исполнения
Материалы
1. Пейзаж родной земли.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Закрепление способов изображения природы в разных состояниях.

Основ перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Изображение пейзажа русской природы.

Элементы соревнования.

Живопись. Бумага большого формата, гуашь, тонкая и толстая кисть.
2. Образ традиционного русского дома (изба). Знакомство с народными традициями постройки жилого деревянного дома, видами деревянных построек, конструкцией избы, значением ее частей.

Индивидуальное конструирование проекта деревянного дома (избы).

Подготовка материала. Аппликация из гофрированного картона. Гофрированный картон, с одной стороны которого снят верхний слой, ножницы, клей.
3. Украшение деревянных построек и их значение. Изба – как образ лица человека; окна – очи дома - украшались наличниками; фасад – чело дома – лобной доской, причелинами.

Украшение проекта деревянных построек наличниками, причелинами, лобной доской и др.

Прорезная аппликация. Верхний слой бумаги, снятый с гофрированного картона, ножницы, клей.
4.Деревня – деревянный мир.

(Коллективная работа по группам 8–10 человек)

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы… Единство природы и построек, выполненных людьми.

Основы перспективы.

Совершенствование опыта общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность.

Элементы соревнования.

Конструирование макета деревни.

Наклеивание, выполненных индивидуально домов, в коллективную работу “Пейзаж русской природы”. Ножницы, клей.

Итог: создание нескольких коллективных панно с изображением русской деревни, в которых показана гармония жилья и природы и которые используются для оформления школы, класса или мероприятий, посвященных русской культуре.

3) Совместно-взаимодействующая работа Проект “Театр кукол”.

Совместная деятельность одновременно всех участников от замысла через организацию общего процесса до коллективной (групповой) презентации. Это предполагает согласование действий всех участников на каждом из этапов коллективной деятельности.

Я использую межпредметные связи:

  • труд (шитье перчатки – “одежды” для кукол);
  • музыка (музыкальное сопровождение);
  • чтение, воспитательная работа (подбор и разучивание сценария, стихов).

В ходе проекта дети не просто копируют учителя, а предлагают свои новые идеи. Так, например, рассматривая кукол своих предшественников, учащиеся предложили более удобную конструкцию крепления головы куклы с шеей горлышком пластиковой бутылки и материал для изготовления кукол.

Темы уроков Учебная задача
(что узнают, чему научаются)
Изобразительная техника исполнения Материалы
1. Театральные маски. Знакомство с сущностью театрального искусства и его истоками. Выявление игровой природы актерского искусства.

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Бумажная пластика, аппликация. Белая и цветная бумага, ножницы, клей.
2. Театр кукол. Образ театрального героя. Знакомство с видовым разнообразием театра. Роль художника в создании кукольного театра. Понимание театрального термина “Спектакль”. Создание эскиза кукольного персонажа. Рисунок.

Д/з – подготовить заготовку для головы куклы.

Фломастеры, карандаш, бумага.
3. Театр кукол. Объемная голова куклы. Повторение и закрепление материала о кукольном театре, и отличие его от других видов театра. Расширение представления детей о кукольном театре и его героях – куклах. Технология выполнения головы куклы. Лепка головы куклы. Лепка. Пластинил или соленое тесто Заготовка головы куклы.
4. Театр кукол. Голова куклы. Образ и цвет. Декоративное оформление головы куклы. Значение цвета в образе куклы.

Цветовое решение головы куклы.

Роспись. Гуашь, кисти, голова куклы, костюм для куклы, созданный на уроках труда.
5. Театр кукол. Голова куклы. Образ. Единство головки куклы и костюма Соответствие куклы характеру сказочного персонажа. Создание законченного образа театральной куклы. Декоративное оформление куклы. (Прическа, детали одежды). Нитки, клей, ножницы, дополнительные материалы.
6. Театральный занавес. Знакомство с театром – зданием, специально выстроенным художником архитектором, в котором разворачивается театральное действие. Устройство театра, его элементы (театральный зал, сцена) назначение и роль занавеса в театре. Значение цвета, образа в оформлении занавеса. Создание эскиза занавеса для сцены. Несколько рисунков на маленьком формате бумаги. Фломастеры, карандаш, бумага.
7. Театральный занавес. (Коллективная работа) Совершенствование опыта общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность.

Выполнение театрального занавеса к кукольному спектаклю.

Роспись по ткани. Ткань, краски, кисти.
8.Декорации к спектаклю. Закрепление материала о создании кукольного спектакля. Роль декорации. Значение цвета и формы в декорациях. Технология создания декорации. Выполнение декорации к кукольному спектаклю. Техника живописи. Гуашь, гофрированный картон, бумага, ножницы, клей.
9. Задник сцены.

(Коллективная работа)

Совершенствование опыта общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность. Роль задника сцены в спектакле. Выполнение задника сцены к кукольному спектаклю. Техника живописи. Гуашь, кисти, бумага больших размеров.
10. Афиша. Плакат.

(Работа в парах)

Назначение афиши-плаката. Особенности работы художника-плакатиста. Знакомство со шрифтом. Особенности “языка” плаката.

Создание афиши к своему кукольному представлению.

Живопись, аппликация. Гуашь, цветная бумага, ножницы, клей.

Итог: изготовление перчаточной куклы, декораций, занавеса, задника сцены, афиши. Подготовка и показ кукольного спектакля для младших классов и родителей. Дети с удовольствием играют с перчаточной куклой. Большим успехом спектакль пользуется на выпускном мероприятии по окончании начальной школы.

Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Ребенок создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им произведение. Ему хочется забрать работу домой, сохранить ее на память.

Отличные результаты при выполнении проекта показывают учащиеся в подростковом возрасте. После выполнения проекта “Уютная школа” девятиклассники так ответили на вопросы анкеты.

Какие собственные открытия были сделаны в ходе проекта?

  • Я могу самостоятельно работать и выполнять сложные задачи.
  • Открыл в себе художника.
  • Дружба помогает.

Совпало ли ваше представление и полученный результат проекта?

  • Совпали, потому что мы работали командой.
  • Да совпало, потому что мы делали то, что задумали.

Более 75% хотели бы еще участвовать в таком же или подобном проекте. Некоторые смогли утвердиться в выборе будущей профессии.

Таким образом, введение проектных технологий не отменило традиционных методов обучения, а расширило диапазон способов организации учебной деятельности.

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *