Летопись

Летопись. 4 занятие, группа №2 (суббота, вечер).

Ребята, сходу прошу прощения, что летопись задержалась в пути. Хотелось не просто свои эмоции выразить (у вас и своих предостаточно – курс у нас сверх эмоциональный), а по смыслу написать – моменты важные обсуждали.

На очередном мега-важном и супер-позитивном 4 по счету занятии, мы говорили о ДОКУМЕНТАЦИИ ОТРЯДА И ЛАГЕРЯ и конечно же пополняли копилку вожатских знаний новыми интереснейшими играми: Цветной паровозик, Закруточка, Стульчики, Фломастеры, Портрет.

Началось занятие с игры «Цветной паровозик». Она мне очень понравилась и показалась крайне полезной для вожатого, поэтому опишу ее подробно. Мы разбились на 2 команды и сели на стулья в 2 линии так, чтобы видеть только затылок впереди сидящего человека. В начале линий стоял стул с 3 фломастерами разных цветов. В конце линий стоял Денис и показывал фломастер определенного цвета только 2 участникам, сидящим в самом конце. Задача была в том, чтобы максимально быстро, используя только руки и ни говоря ни слова передать по цепочке, какой показали цвет. Сидящие на первых стульях должны были схватить фломастер нужного цвета. Кто первый схватит фломастер нужного цвета, та команда победила, и они пересаживались «на стул вперед». Побеждает команда, чьи участники, пройдя по цепочке, первыми займут «свои» стулья. 2 минуты командам на разработку секретного шифра и… понеслось!))) Нашей команде пришлось придумывать новую кодировку аж 3 раза – и буквы на спинах писали, и азбуку Морзе вспоминали. В итоге простота победила сложность – правая, левая, вместе – и вот мы уж на бешеной скорости хватаем фломастеры и дружным строем пересаживаемся на стул вперед. Прилично побили друг друга по плечам, но зарядились бодростью и хорошим настроением на все занятие вперед.

Потом Денис провел с нами одну интересную штуку под названием «Кисть руки». Дал задание – нарисовать за 30сек свою руку (растопырить пальцы, положить на лист бумаги и обвести). Ну, мы так и сделали)) Как-то не пришло в голову, например, сначала на свою руку посмотреть, а потом уже ее обводить. Вот и оказалось, что у всех нас (кроме одного) стереотипное («тоннельное») мышление. Т.е. мы не думаем перед нашими действиями, а действуем автоматически - по опыту/команде/указу. СУТЬ: людям в целом, а нам – будущим вожатым - в особенности следует развивать полноценное «вертолетное» мышление. Мир не стоит на месте, дети меняются, не будем вожатыми, которые берут готовые сценарии, приевшиеся игры – давайте творить, придумывать новое, развиваться!

Вот это мы собственно и должны были продемонстрировать на обсуждении ДЗ №2 Знакомство с территорией лагеря. Разбившись на 3 команды (за каждой командой закрепили возрастную группу детей - младшие, средние или старшие), мы обсуждали идеи из ДЗ – кто какую игру придумал/модернизировал/нашел. Затем один человек и команды презентовал совокупность идей всей группе. Мы справились на отлично! Идеи были интересные и за пользование своей головой вместо гугла Денис нас похвалил). Однако, один момент мы все же упустили – над погодой мы не властны, поэтому всегда должен быть запасной сценарий, как познакомить детей с лагерем, когда на улицу не выйдешь. Вдогонку Денис проговорил с нами отличие 2-х игр: Станционки от Квеста. Станционка (Вертушка) – это не связанные между собой станции/задания, просто проходишь и все. Квест - это прохождение препятствий/станций на пути к конечной цели. В основе квеста всегда лежит легенда или четкая конечная идея. (Уточнение - в станционке тоже может быть одна общая тема, но все же по сути квест и станционка вещи разные)

СУХОЙ ОСТАТОК по играм на знакомство с территорией: младшему возрасту – максимум действий/движения, минимум нудных и сложных задач+ приплетаем легенду (мистика и волшебство). Среднему – игры по командам, квесты, акцент на визуальной составляющей. Старшему – включаем свой мозг, отходим от стандартов, предлагаем новые решения, усложняем простые задачи.

Теоретическая часть занятия была серьезной и важной, мы разбирались в документах лагеря и отряда. Денис подробно рассказал, какие документы вообще существуют, какие нам нужно будет подписывать и как это правильно делать.

Самое главное – будь внимательным к мелочам, читай документ прежде чем его подписывать и знай свои права.

Важно осознавать: если тебе есть 18 лет, и ты работаешь официально за зарплату, то ты несешь полную административную и уголовную ответственность по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей и за материальное хозяйство своего отряда. (Если хоть одно из этих условий не соблюдено – ты волонтер и ни за что не отвечаешь с юридической точки зрения)

Документы лагеря. К ним относятся договора, приказы, инструктажи/инструкции и распоряжения.

Любой подписанный нами документ – официальная бумага, подписав ее, мы берем на себя ответственность. Не знание или не понимание того, что мы подписали не освобождает от ответственности. Поэтому:

Внимательно читаем свой трудовой договор (особенно там, где мелкий шрифт и речь идет о зарплате)

• Никогда не подписываем без прочтения какие-либо документы, которые в лагерях любят давать подписывать «по кругу»

• Не стесняемся задавать глупые вопросы и всегда уточняем, если что-то непонятно

• Уделаем внимание тому, какие обязанности вам прописали и за какую ответственность вы подписались.

Приказ о закреплении воспитателей за отрядом (подписываем у автобуса). Отмечаем письменно и знаем «головой» сколько детей едет в твоем автобусе, а если ребенок из твоего списка опоздал и едет в другом автобусе, ставим об этом отметку. После подписания этого приказа, за каждого в автобусе ты отвечаешь головой.

Приказ об охране жизни и здоровья детей (подписываем в лагере). В отношении безопасности детей никогда не надеемся на «авось» и не пускаем все на самотек. Следи за ситуацией, будь в курсе, работай головой и используй по максимуму интуицию.

Инструктаж с детьми проводим доступным для ребенка языком, «разжевываем», если потребуется, главное – чтобы ребенок понял, что он него хотят.

Чтобы в голове нашей все уложилось и сложилось, и не в коем случае не перепуталось, Денис разобрал с нами понятия ИНСТРУКЦИЯ, ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. А потом рассказал о документах, относящихся непосредственно к отряду.

Инструкция – четкое выполнение письменных/устных действий (в приказах, журналах, распоряжениях, инструктажах)

Ответственность – административная/уголовная (за детей/имущество)

Обязанности – то, за что расписались в документах и должны выполнять (трудовой договор, приказы, журналы, инструкции, распоряжения)

Обязанности вожатого – очень важный пункт, он великолепно раскрыт на слайде Дениса, поэтому не буду заниматься переписыванием (см. фото в диалоге нашей группы (спасибо Лизе))

Лучше напишу подробнее про Документы отряда.

Список отряда (Денис посоветовал делать его по форме как на мед.осмотре, для удобства – но даже если вам дали этот список по стандартной форме, не поленитесь и сделайте свой для себя)

План-сетка лагеря и план сетка-отряда – «творческие» документы, которые отражают что, где и как мы должны делать с детьми в определенный отрезок времени (творческие мероприятия, не бытовые)

Лист питания и лист здоровья (получаем от медиков, отмечаем для себя и запоминаем, у кого из детей какие особенности по здоровью и ограничения по питанию. Подсказка от Дениса: приклейте в столовой на стол наклейку-подсказку с № отряда + имя ребенка, что нельзя есть. Еще один важный момент: все таблетки/уколы/любое другое лечение проводит врач!!!вожатый ребенку никаких таблеток не дает!)

Дневник вожатого (для помощи в работе с детьми/самоанализа/саморазвития –либо дают в лагере (если это необходимо), либо делаем сами (по желанию, если нас не обязали). Наверное, мы все пришли в восторг от Хагларовских Папок вожатого, которые показал Денис, в них есть все, чтобы помочь вожатому в организации его работы)

Тетрадь планерок – тетрадь/блокнот с важной для отряда входящей-исходящей информацией (где и когда быть, бытовые, организационные вопросы). Посещая планерки, записываем все слово-в-слово и стараемся меняться с коллегами, чтобы ходить на планерки по очереди.

Расписки/заявления для родителей. (просим родителей писать расписку (пишется у вожатого), когда ребенка забирают на несколько часов и заявление (пишется у администрации), если ребенка забирают на ночь. Внимательно следим, когда ребенка должны вернуть в лагерь. Звоним-узнаем, если ребенка не привозят вовремя. Обязательно фиксируем (рукой родителя) время привоза ребенка в лагерь, особенно, если оно отличается от ранее указанного. Всегда ставим в известность администрацию, если возникают сложности. Обращаем внимание на внешний вид ребенка, когда передаем его родителям/забираем от них. Если не дай Бог у ребенка синяки/ушибы –сразу фиксируем все письменно и зовем в свидетели врача и администрацию)

Разумеется, весь этот «слоеный теоретический торт» был сдобрен отличными веселыми играми, которые не дали нашему мозгу взорваться)))

«Закруточка» – игра на командное взаимодействие – покрутились, закрутились, раскрутились, поняли многое о своем вестибулярном аппарате, ну и как хорошо быть слаженной командой.

«Фломастеры»посмеялись вдоволь и нашли информационных лидеров (тех, кто знает, как сделать, чтобы получилось)

«Стульчики» - потолкались, погремели стульями. Вспомнили, что прежде чем «валить» на другого, хорошо бы подумать, а правильно ли сделал сам. Еще раз увидели лидеров нашей группы в действии и на примере кадетских корпусов поняли какого уровня лидерства и дисциплины в группе можно достигнуть (мда…нехило через 8 стульев строем переходить!).

Под конец занятия Денис провел игру «Портрет» - игра на знакомство и пример того, как можно переиначить игру «Снежный ком», чтобы сделать ее более активной и интересной. И конечно в очередной раз удивил нас формой обратной связи – впечатления о занятии нужно было написать на листочке с нашей обведенной рукой (что мы рисовали в начале занятия).

Домашнего задания как такового не задали, Денис просто попросил кратко, но по существу заполнить АНКЕТУ по ОРГ.ПЕРИОДУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *