лекции нал зак-во

Раздел 1. Основы законодательства РФ о налогах и сборах.

Тема 1.1. Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения.

1. Сущность налогов.

Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Их появление было обусловлено необходимостью покрывать общественно необходимые затраты государства на оборону, безопасность, здравоохранение, социальные и другие нужды. За чувство защищенности, за высокий жизненный и культурный уровень, то есть за те блага, которые предоставляет гражданину государство, он платит. Прежде всего – отказом от части своей свободы (подчинение государственным законам). Далее – своим рабочим временем: в прямой форме – отработка, барщина, или в косвенной форме – налогом.

С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного перераспределения вновь созданной стоимости и отчуждения ее части в распоряжение государства в обязательном порядке.

2. Функции налогов.

Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государства и выполняют следующие функции:

– фискальную;

– регулирующую;

– социальную;

– контрольную.

ФИСКАЛЬНАЯ функция – это изъятие средств налогоплательщиков для аккумуляции (накопления) их в бюджете с целью финансирования государственных расходов. Это основная функция налогов. Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет по отношению к другим источникам доходной части бюджета составляет более 80%.

Фискальная функция находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через налогообложение государство формирует фонды, за счет которых:

- финансирует расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- финансирует образование, здравоохранение, культуру и т.д.;

- обеспечивает свою оборону и безопасность;

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Таким образом, посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные необходимые потребности.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ функция налогов означает, что через систему особых мероприятий в сфере налогообложения государство регулирует социально-экономические процессы в стране. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс, спад или рост производства, его структуру, научно-технический прогресс, спрос и предложение, развитие малого и среднего предпринимательства, регулирование экспортно-импортной деятельности и др.

Одной из подфункций регулирующей функции является стимулирующая, которая проявляется через систему льгот и освобождений, например, для организаций малого бизнеса, сельскохозяйственных производителей.

Эти две функции (фискальная и регулирующая) находятся в постоянном противоречии. Если фискальная направлена на максимизацию доходной части бюджета, то регулирующая функция приводит, как правило, к уменьшению поступлений в бюджет. Приоритет фискальной функции требует введения дополнительного числа собираемых налогов, повышения налоговых ставок, увеличения объектов и субъектов налогообложения. Акцент же на регулирующую функцию, нацеленную на создание системы сбалансированности интересов государства, предприятий и населения, приводит к сокращению числа налогов, уменьшению ставок, введению системы льгот и санкций для отдельных категорий налогоплательщиков.

СОЦИАЛЬНАЯ функция заключается в том, что путем изменений соотношения между доходами отдельных социальных групп в определенной степени сглаживается неравенство между ними, приводящее к отрицательным последствиям. Социальная функция налогов реализуется через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, различных вычетов, отсрочек и рассрочек налоговых кредитов и преференций, призванных стимулировать хозяйственную активность налогоплательщиков.

Эта функция проявляется в освобождении от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), установлении низкого обложения социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши, применения механизма налоговых вычетов.

Другие функции налогов и их эффективность невозможны без контрольной функции. КОНТРОЛЬНАЯ функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, установленные законом. Контрольная функция может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Следовательно, контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений в государстве и действенность силы государственной власти.

3. Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Экономические принципы налогообложения впервые сформулировал шотландский экономист и философ Адам Смит (1725—1793). Их иногда называют также фундаментальными принципами, которые позже детализировались и получали различную интерпретацию в больше поздних трудах многих экономистов. Их четыре:

1) справедливость (равенства налогообложения) – это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

2) определенность – обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, ставка налога – все это должно быть четко, ясно и определено для налогоплательщика.

3) удобство – каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть проще и удобнее (в прямом смысле этих слов) платить его.

4) дешевизна (экономичность взимания) – административные расходы по изъятию налогов и соблюдению налогового законодательства должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

4. Понятие налога, сбора, пошлины.

В российском законодательстве к налогам также причисляют сборы и пошлины, которые отвечают всем требованиям понятия налога, но в отличие от налогов, взимание сборов и пошлин является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8): " Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Таким образом, можно сказать, что

НАЛОГ – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения расходов публичной власти.

Под СБОРОМ понимается обязательный взнос налогоплательщика за совершение должностными лицами значимых действий. Таким образом, цель сбора состоит в покрытии расходов, понесенных государственными органами в связи с выполнением ими определенных функций (паспортно-визовой, регистрационной, лицензионной, таможенной и др.) Иными словами, сбор – это плата за услуги.

Перечень сборов и размеры их ставок определяются законодательством Российской Федерации, ее субъектов и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоговым законодательством установлены следующие виды сборов:

– лицензионные сборы, которые взимаются за выдачу разрешений на осуществление определенных видов деятельности. Предусмотрены федеральные, региональные и местные лицензионные сборы;

– сборы за предоставление права торговли, проведения местных аукционов и лотерей, парковки автомобиля, участия в бегах на ипподромах, участия в игре на тотализаторе на ипподроме, проведения кино- и телесъемок и др.;

– целевые сборы – за уборку территорий населенных пунктов; со сделок, совершаемых на биржах; за выигрыш на бегах на ипподроме; за выдачу ордера на квартиру; с владельцев собак; на перепродажу автомобилей; на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; курортный сбор и др.;

– таможенные сборы, например, сборы за таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров и грузов.

К числу сборов относятся также и иные платежи, имеющие налоговый характер, например, плата за пользование водными объектами (находящимися в федеральной собственности).

Уплата ПОШЛИНЫ в отличие от сбора обусловлена совершением государственными органами юридически значимых действий в отношении их плательщика. НК РФ установлены два вида пошлины: государственная и таможенная. Государственная пошлина установлена и действует на всей территории РФ, например, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов судами. Законом установлены три вида таможенных пошлин: ввозные (импортные); вывозные (экспортные) и провозные (транзитные).

Налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, образуют систему налогов Российской Федерации и финансовую основу ее консолидированного бюджета (более 90%).

5. Виды налогов.

Все налоги, действующие в России, можно сгруппировать по следующим классификационным признакам:

1. Принадлежность к уровню управления (административный признак).

2. Назначение.

3. Место взимания.

4. Способ взимания.

5. Источник платежа

6. Степень обложения.

Классификационный

По принадлежности к уровню управления

Федеральные:

1) акцизы;

2) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

– они едины и обязательны к уплате на всей территории страны; их статус определяется федеральным законодательством; они поступают в федеральный (государственный) бюджет и составляют его основу.

Региональные:

– это налоги субъектов РФ – республик, краёв, областей, автономных областей, автономных округов; право вводить (или не вводить) тот или иной налог на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации предоставлено законодательным (исполнительным) органам субъектов Федерации, они же определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения.; региональные налоги формируют бюджеты субъектов РФ.

 

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес.

Местные:

– Налоговый кодекс РФ устанавливает только его основные элементы и общие принципы местных налогов, а право их введения предоставляется представительным органам местного самоуправления. После введения местного налога он становится обязательным к уплате на территории данного муниципального образования. Муниципальным образованием признается городское поселение или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения..

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 

По назначению

Общие

– формируют доходную часть бюджета и расходуются на любые цели, определяемые при утверждении соответствующих бюджетов (например. Налог на прибыль организаций).

Целевые

(специальные)

предназначены для определенных целей, установленных при их введении (например, транспортный налог).

По месту взимания

Взимаемы у источника доходов

– обязанность удержания этих налогов и перечисления их в бюджет лежит не на получателе доходов, а на организации, начисляющей их (например, НДФЛ).

Взимаемы у владельца доходов

– ответственность за его уплату несут лица,

владеющие доходом (например, налог на прибыль организаций.).

Взимаемы при реализации товара

– такие налоги включены в цену продукции (НДС, акцизы).

По способу взимания

Прямые

– предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика; окончательным плательщиком их является владелец дохода (имущества) (например, налог на прибыль, налог на имущество организаций).

Косвенные

– включаются в цены товаров и услуг; окончательным плательщиком их является потребитель товара (НДС, акцизы).

По источнику платежа.

Таких источников пять:

Себестоимость продукции

– включаются в себестоимость продукции (например, земельный налог).

Финансовые результаты деятельности

(текущие расходы)

– учитываются в составе прочих расходов, и таким образом уменьшают балансовую прибыль предприятия до уплаты налога на прибыль (например, налог на имущество организаций).

Балансовая прибыль

– уплачивается за счёт балансовой прибыли (например, налог на прибыль организаций.).

Выручка от реализации продукции

– включаются в цену продукции (НДС, акцизы).

Доходы

физических лиц

– удерживается из доходов работников (НДФЛ).

По степени обложения налогоплательщиков

Прогрессивные

– ставка по ним возрастает с ростом облагаемой налогом базы (например, налог на имущество физических лиц).

Регрессивные

– ставка по ним снижается с ростом облагаемой налогом базы (до 2010 года – ЕСН).

Пропорциональные

ставка по ним не меняется с изменением облагаемой налогом базы; при этом изменение самой облагаемой базы ведёт к соответствующему изменению суммы налогового платежа (например, налог на прибыль).

Тема 1.2. Элементы налогообложения.

Любой налог, будь он федеральный, региональный или местный, должен обязательно включать в себя следующие элементы налогообложения:

- субъект налогообложения;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- отчетный период;

- льготы;

- сумма налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это плательщик налогов, то есть лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. К налогоплательщикам относятся:

1 – организации или юридические лица, в их числе российские и иностранные организации;

2 – физические лица, в качестве которых могут выступать российские и иностранные граждане;

3 – индивидуальные предприниматели, а также нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов.

Налоговый агент – это лицо, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Налоговые агенты имеют те же права и обязанности, что и налогоплательщики, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, налоговым агентом являются организации и индивидуальные предприниматели, которые начисляют доходы в пользу своих работников и, соответственно, начисляют, удерживают и перечисляют в бюджет НДФЛ.

Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечислению их в бюджет.

В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налогообложения) на другое лицо, которое является конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место при взимании косвенных налогов.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – это то, на что направлен налог. Это может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В качестве объекта налогообложения могут выступать:

– имущество;

– операции по реализации товаров (работ, услуг);

– прибыль;

– доход;

– иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Если есть объект налогообложения, то возникает обязанность уплатить налог.

НАЛОГОВАЯ БАЗА (НБ) – это характеристика объекта налогообложения, которая служит основой для начисления налога. Налоговая база может быть выражена в денежной, физической или иной формах. Например:

Налог

 

Объект

налогообложения

 

Налоговая база

 

НДС

 

Операции по реализации

товаров (работ, услуг)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в рублях

Транспортный налог

 

Автомобиль

 

Мощность двигателя автомашины в лошадиных силах

 

 

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (НС) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от методики начисления налогов различают процентные, твердые, комбинированные и расчетные налоговые ставки.

Процентные (адвалорные) ставки устанавливаются в процентах к величине налоговой базы. Так, например, при ставке налога на добавленную стоимость 18% и величине налоговой базы 1000 руб., сумма налога на добавленную стоимость будет рассчитываться следующим образом:

НДС = НБ х НС, НДС = 1000 х 18% = 180 руб.

Твердые (специфические) налоговые ставки устанавливаются в рублях на условную единицу товара, которой может быть, например, одна лошадиная сила мощности двигателя автомашины (при расчете транспортного налога), один литр безводного спирта (при расчете акцизов) и т.д.

Комбинированные налоговые ставки предусматривают одновременное начисления налога по различным видам налоговых ставок. Например, при расчете акциза на производство и реализацию сигарет с фильтром общая сумма акциза будет начисляться в зависимости от количества сигарет – по твердой ставке, и от цены товара – по адвалорной ставке.

Например, расчетная ставка по НДС применяется в случае получения от покупателя предоплаты (аванса) в счет предстоящей поставки товаров, работ, услуг. Применительно к этому налогу при основной ставке НДС 18% расчетная ставка может быть определена так:

18%

СрасчДС = ------------------ х 100% = 15,25%

18% + 100%

НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Для различных налогов установлены свои налоговые периоды, например, для НДС – квартал, для налога на прибыль – календарный год. По окончании налогового периода налогоплательщиком представляется в налоговый орган налоговая декларация.

Для осуществления равномерного поступления в бюджет налоговых платежей в случае продолжительного налогового периода, он может быль разбит на несколько отчетных периодов.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД – это промежуток времени внутри налогового периода, по истечении которого исчисляется и уплачивается авансовый платеж по налогу.

ЛЬГОТЫ – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Они представляют собой возможность не уплачивать тот или иной налог либо уплачивать его в меньшем размере.

СУММА НАЛОГА. Сумма налога исчисляется по окончании налогового периода самим налогоплательщиком или налоговым органом исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу, называется налоговым окладом.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ. Уплата налогов и сборов производится налогоплательщиком в наличной или безналичной формах.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ устанавливаются применительно к каждому налогу. Сроки уплаты налогов рассматриваются в двух вариантах:

1 – определяется календарная дата или период времени, по истечении которого налог должен быть уплачен;

2 – указывается событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено, чтобы налог был уплачен.

В соответствии с действующим законодательством сроки уплаты налогов могут быть изменены, например, в форме отсрочки или рассрочки при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1 - причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2 - задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3 - угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4 - иных оснований.

Если плательщик уплатил налог не в тот бюджет, нарушил срок уплаты или занизил сумму налога, то у него возникает НЕДОИМКА.

 

Тема 1.3. Налоговая система Российской Федерации.

 

1.Понятие налоговой системы. Организационные принципы налоговой системы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Сущность налоговой системы РФ сформулирована в ст.6 Налогового кодекса РФ: "Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства".

Таким образом, можно сказать, что

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, а также методы и принципы их построения.

Действующая российская налоговая система построена и действует на основе следующих организационных принципов:

- единства;

- подвижности (эластичности);

- стабильности;

- множественности налогов;

- исчерпывающего списка налогов.

 

2. Налоговое законодательство в РФ.

Налоговое законодательство является составной частью российской системы законодательства.

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - это совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Оно включает следующие нормативно-правовые акты:

1 – законы:

а – Конституция РФ – играет основополагающую роль во всех отраслях права, в том числе и в налоговом законодательстве. В ст. 57 Конституции сказано, что "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют". В ст. 15 уставлен приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства;

б – Налоговый кодекс РФ. В нём закреплены принципы налогообложения, состав налогов, участники налоговых отношений и др. вопросы, которые обеспечивают построение и регулирование налоговой системы страны. Внесение изменений в действующую налоговую систему допустимо только путем принятия поправок в НК РФ. Любые законы, в том числе и федеральные, должны основываться на нормах НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. Часть первая была введена в действие с 1 января 1999 года. Она устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также административные элементы системы налогообложения. Вторая часть действует с 1 января 2001 года устанавливает состав налогов и сборов в России.

в – федеральные законы о налогах и сборах, которые приняты в соответствии с НК РФ и касаются вопросов, недостаточно полно урегулированных НК РФ.

г – региональные законы о налогах и сборах Они принимаются представительными органами местного самоуправления. В региональных законах конкретизируются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы, но всё в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ.

д – нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принятые представительными органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральными законами. Самостоятельно они могут решать только вопрос о том, вводить или не вводить перечисленные в НК РФ местные налоги, а также изменять некоторые элементы налогообложения, но всё в порядке и в пределах, предусмотренных НК РФ.

2 – нормативные акты органов исполнительной власти, в том числе:

а – постановления Правительства РФ, при этом если они издаются по вопросам, связанным с налогообложением, то они не должны противоречить нормам НК РФ;

б – акты Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы и других органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

Для регламентации отношений в налоговой сфере важное значение имеют постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) и Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Налоговые споры находятся в ведении арбитражного суда, налогоплательщики имеют право обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства, отношения в налоговой сфере регулируются международными налоговыми договорами, которые представляют собой соглашения между двумя (двусторонние договоры) либо несколькими государствами (многосторонние договоры) по поводу налоговых отношений, например, с целью устранения двойного налогообложения, предотвращения уклонения от налогообложения.

3. Структура налоговой службы в России.

Контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства в РФ осуществляют налоговые органы. Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В неё входят:

1 – Федеральная налоговая служба. ФНС России является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание ФНС осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2 – территориальные и межрайонные налоговые инспекции.

В ст.31 НК РФ определены права, а в ст. 32 – обязанности налоговых органов. Должностные лица налоговых органов обязаны (ст.33 НК РФ):

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

4. Постановка на учет налогоплательщиков.

Постановка на учет организации и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в установленном порядке. Учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. Форма заявления о постановке на учет утверждена ФНС РФ. Постановка на учет, а также снятие с учета осуществляются бесплатно.

Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган:

· по месту нахождения юридического лица (юридический адрес);

· по месту жительства физического лица – предпринимателя.

Нарушение срока подачи такого заявления повлечет для налогоплательщика ответственность. Если налогоплательщик нарушил установленный НК РФ срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме пяти тысяч рублей. Если срок пропущен более чем на 90 дней, штраф составит десять тысяч рублей (ст. 116 НК РФ).

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. Если срок составил более 90 календарных дней, то штраф составит двадцать процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более девяноста дней, но не менее сорока тысяч рублей (ст. 117 НК РФ).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в течение пяти календарных дней со дня подачи заявления и документов.

В пункте 9 статьи 84 НК РФ указано, что сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которую налоговые органы обязаны соблюдать. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

При постановке на налоговый учет налогоплательщику присваиваются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ИНН является единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. После этого сведения о налогоплательщике заносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Физическим лицам, не являющимся предпринимателями, ИНН присваивается по их желанию. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган документах.

ИНН представляет собой двенадцатизначный цифровой код:

NNNN XXXXXX CC,

где: NNNN – код налогового органа, который присвоил налогоплательщику ИНН;

XXXXXX – собственно порядковый номер налогоплательщика;

CC – контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному ФНС России.

КОД ПРИЧИНЫ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ.

КПП также присваивается налогоплательщикам при их постановке на налоговый учет и различается в зависимости от причины постановки на учет. КПП представляет собой девятизначный цифровой код, где:

· первые две цифры — код субъекта Российской Федерации согласно 65 статье Конституции

· третий и четвертый знаки — код Государственной налоговой инспекции, которая осуществляла постановку на учёт организации по месту её нахождения, месту нахождения её филиалов и (или) представительств, расположенных на территории РФ или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств;

· пятый и шестой знаки являются кодами причины постановки на учёт;

· седьмой, восьмой и девятый знаки — порядковый номер постановки на учёт по соответствующей причине.

Сочетание кодов ИНН и КПП позволяет однозначно идентифицировать каждого налогоплательщика.

Некоторые российские организации являются крупнейшими налогоплательщиками (например, как "Банк Москвы", "Внешэкономбанк"). Крупнейшими их позволяют считать показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год согласно бухгалтерской отчетности организации, например,

– суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с налоговых вычетов – свыше 50 миллионов рублей;

или

суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов – свыше 10 миллиардов рублей;

или

– активы баланса превышают 10 миллиардов рублей.

Организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Крупнейшие налогоплательщики имеют два КПП:

1) По месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Данный код указывается при оформлении документов, связанных с расчетами банка с бюджетом по налогам федерального уровня.

2) По месту нахождения организации. Указывается при оформлении документов, связанных с иными платежами в бюджет.

5. Налоговая декларация

Налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате, на основе налоговой декларации. В ст.80 НК РФ дано определение налоговой декларации.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, за исключением случаев, когда информация относится к государственной тайне (такие декларации представляются в особом порядке). Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней.

Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу. Порядок представления расчета аналогичен порядку представления налоговой декларации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *